Говоря об электронной подписи, мы не рассуждаем о том, нужна ли вообще подпись врача и пациента в мед.карте – считаем этот факт само собой разумеющимся.
Многие частные клиники, работающие на рынке не один десяток лет, в особенности ведущие консультативные либо стоматологические приемы, столкнулись с проблемой архивирования огромного количества медицинских карт – бумажной документации, которая занимает значительное количество площадей клиники и требует принятия специальных мер хранения с позиции защиты персональных данных о здоровье.
Возник вопрос: можно ли вести карту в электронном виде, не распечатывая и как обеспечить ее легитимность (законность) как доказательства в суде.
Многочисленные заблуждения врачей делают необходимым уточнение: говоря об электронной карте, мы имеем ввиду не просто разработанный шаблон или программу, с помощью которой вы заполняете на компьютере (оформляете прием) пациента, а потом сохраняете как Word-файл, а мы имеем ввиду медицинскую карту, соответствующую ГОСТ Р 52636-2006. «Национальный стандарт Российской Федерации. Электронная история болезни». (посмотреть требования можно здесь http://standartgost.ru/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%2052636-2006 ).
Относительно электронной подписи: 1.07.2013 года прекратил действие закон об ЭЦП, на его замену пришел закон «Об электронной подписи» — в нем установлена классификация электронных подписей. Если кратко — здесь http://www.klerk.ru/buh/articles/325939/, если полный текст — http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148793. В законе появились понятия: простая и усиленная ЭП, усиленная может быть квалифицированной и неквалифицированной (в зависимости от способов защиты).
Теперь получается исходя из нового закона, нужно, чтобы используемые клиникой подписи относились к какому-либо виду. Например, вот такой вариант http://www.wacom.ru/stu/faq-chavo.html — вроде бы и картинка, которую человек пишет на планшете, но при этом защищена ключом специальным. который позволяет точно идентифицировать человека и отследить изменения документа. Но это значит, что, опять же, у всех пациентов, ставящих такую подпись должны быть ключи — иначе никак. Если это просто картинка, как рисуют дизайнеры — то ее можно вырезать и вставить, куда угодно. любой человек может нарисовать подобную — и по ней не провести почерковедческую экспертизу, поскольку распечатанный вариант не обладает свойствами биометрии (твердость нажима, скорость письма и пр. признаки «живой» подписи») — поэтому с т.з. доказательств правоты и защищенности медицинской организации это ничего не даст.
essay-zone.com
При использовании электронного варианта, таких проблем не возникнет. Еще к недостаткам традиционных карт можно отнести тот факт, что их не всегда удается своевременно дополнить сведениями о проведенных лечебных процедурах и результатами анализов. Порой такое положение может существенно затруднить процесс взаимодействия с пациентами.