Все больше руководителей медицинских организаций, как частных, так и государственных осознают необходимость штатного юриста. Не аутсорсинговых юридических услуг, не разовых подрядных работ стороннего юриста, а «своего» профессионала, который будет разбираться в специфике деятельности конкретной медицинской организации и представлять ее интересы в каждом сегменте деятельности.
Поиск юриста, как правило, начинается, с формулировки задачи кадровому отделу (кадровику, агентству), который, в свою очередь, спрашивает руководителя, какой юрист ему нужен, какими качествам он должен обладать, какие знания, навыки ему необходимы. Четкое понимание требований позволит составить качественное описание вакансии и ограничить поток претендентов на должность, изначально не соответствующих требованиям. Однако именно на этом этапе возникает проблема, потому что, в отличии от врачей, у юристов нет официальных квалификационных требований. Часто на вопрос, какой юрист вам нужен, кадровик получает ответ «хороший». Но ведь «юрист» – такое же родовое понятие, как «врач», и как к окулисту нельзя прийти с проблемой зубов, так и к юристу в сфере строительства или семейного права бесполезно подходить с вопросами права медицинского.
Ниже я попробую сформулировать требования к современному юристу медицинской организации вне зависимости от ее формы собственности. И, прежде чем говорить о юридических знаниях, хотелось бы отметить следующие важные моменты:
- В понимании автора всех юристов можно условно разделить на две большие группы: на правозащитников и слуг.
Правозащитники – это те, кто фактически работает за идею, идею законности, справедливости, соблюдения прав человека – деятельность, безусловно, важная, но к реалиям современной медицинской организации не имеющая никакого отношения.
Слуги – это большинство юристов, адвокатов, прокуроров и так далее – это лица, представляющие чей-то конкретный интерес, как правило, тех, кто платит юристу. Часто приходится слышать, что юристы в современной России стали похожи на официантов – именно по этой причине, они обслуживают тех, кто им платит. По моему мнению, так было всегда и не только в России. Представляя интересы определенной стороны, юриста никто не освобождает от строгого следования закону. Резюмируя вышесказанное, юрист медицинской организации должен отстаивать ее и только ее интересы во взаимоотношениях с любым субъектом, будь то контрагент по договору, пациент, сотрудник или надзорный орган. В противном случае, если хотите защищать пациентов и сотрудников, нужно идти в адвокаты, если интересы государства – в прокуроры.
- Не секрет, что строгое следование всем законам, регулирующим деятельность медицинской организации, может просто парализовать ее работу. Консультируя организацию по любому вопросу, юрист должен всегда искать золотую середину между соблюдением закона и главной целью медицинской организации – качественным оказанием медицинских услуг пациентам. Хороший юрист должен строить свою работу так, чтобы максимально не осложнять деятельность предприятия в целом и его сотрудников, не нарушать бизнес-процессы.
- Юрист современной медицинской организации – не книжный червь и не ученый-теоретик. Его строго юридические знания обеспечивают, на мой взгляд, только 60% его успешности и эффективности.
Юрист медицинской организации сегодня невозможен без:
— системного аналитического мышления, когда юрист способен воспринимать и осмысливать достаточно большие объемы информации, выделять главное и отсеивать второстепенное;
— грамотной, богатой устной и письменной речи, умело используя которую, юрист может объяснять сложные вещи простым, ясным языком, отстаивать свою точку зрения, убеждать, защищать, разрешать конфликты;
— знаний в прикладных сферах, а именно: экономике (чтобы иметь возможность понимать руководителя и бухгалтеров), маркетингу и корпоративной культуре (чтобы не навредить организации словом или действием), психологии конфликта и переговоров (чтобы решать многочисленные конфликты с сотрудниками, пациентами, контрагентами в досудебном порядке, основываясь на общих целях и задачах и предлагая альтернативы разрешения сложного вопроса, экономя при этом финансовые и временные ресурсы, оберегая репутацию медицинской организации);
— знания иностранного языка, если организация закупает за рубежом оборудование, направляет сотрудников на обучение за рубеж, организует совместное лечение пациентов.