КАК УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Лайфхаки для старшеклассников и студентов.

В лицее мои конспекты приходили смотреть учителя из других параллелей. В институте мне за них предлагали деньги (чтобы копии сделать). Сейчас в институте просто очень благодарят 🙂

Мне всегда казалось, что этот навык – писать конспект – есть у всех. У меня классно конспекты писал папа – я через 20 лет находила в них все, что нужно. Оказалось, что нет.

Сейчас очень много пишут, что детям тяжело самостоятельно учиться. Я могу понять это для  младшего и среднего звена и совершенно не могу понять для старшего. Потому что если ты умеешь анализировать информацию и писать конспект – то, в общем-то 80% дела сделано.

Почему старшеклассники этого не умеют делать – потому что этому никто не учит. В среднем звене. Именно в среднем звене должны научить чисто техническим моментам оформления конспекта + научить содержательно анализировать все  дисциплины, которые проходят в школе. Это то, что  у нас в лицее называлось «культура учебного труда».

И, сдается мне, что если бы не эти знания и навык, не выжить бы мне в юридическом вузе с этой тонной информации, которую как бы мало «просто понять», ее, как у медиков, нужно запомнить.

Хочу поделиться соображениями. Вдруг кому-то поможет.

ТЕХНИЧЕСКИЕ, ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ МОМЕНТЫ:

  1. Большие поля с правой стороны обеих страниц тетради. 7-8 клеток. Маленькие поля слева и справа по 4 клеточки годятся только для начальной, средней школы для русского и математики. Все остальные предметы должны оформляться с широкими полями. ЗАЧЕМ: а) на поля можно выносить подзаголовки темы, отдельные вопросы, и зрительно сразу будет видна структура конспекта; б) чтобы не засорять содержание темы, на поля выносится дополнительная информация (какие книги почитать на эту тему, какие фильмы посмотреть, интересные факты о персоналиях, афоризмы и цитаты – все это будет СЛЕВА и не будет мешаться основному тексту).
  2. Блок-схемы. Можно с офицерской линейкой, можно от руки – не важно, важно, что одноплановая информация структурируется сразу же визуально: какие есть причины войны (конспект по истории) –как минимум, внешние (внешняя политика государства)  и внутренние (внутренняя политика государства) – сразу два квадрата, делим лист на две колонки и пошли писать причины. Блок-схема (кружки, квадраты, стрелки и пр.) позволяют показать взаимосвязи, многоходовки, этапность процессов, целое, разложенное на части, планы, последовательности и пр.
  3. Списки. Сейчас это называется модным словом «чек-лист». Любые перечисления ОБЯЗАТЕЛЬНО пишем в столбик, списком, с визуальным обозначением каждого элемента списка, как в Word (цифра, жирная точка, черточка, маленькая волна, ромбик). Намного проще запоминать перечни, если они оформлены в столбик, а не сплошным текстом (абзацем они не запоминаются вообще). Еще плюс списка: сразу видно, как можно обобщить пункты списка – по какими общим признакам – а значит, в списке станет МЕНЬШЕ пунктов изначально и запомнить проще.
  4. Любая новая мысль начинается не просто с «красной строки», а с жирной точки (спасибо учителю математики в 135 школе, фишка на всю жизнь моя). Жирную точку ставим — и дальше новую мысль, хоть несколько абзацев (новые абзацы уже могут быть с красной строки, но это все пойдут пояснения той мысли, которая была под жирной точкой). Опять же, визуально легче запомнить. Закрыл глаза на экзамене, представил страницу – вспомнил, что там было 3 жирных точки. То есть, надо вспомнить, три мысли важные.
  5. Подчеркивания. Линейка с собой есть не всегда, иногда лекцию читают так быстро, или обсуждение вопроса такое насыщенное, что не успеваешь ее брать в руки – надо тренироваться писать БЕЗ линейки, все равно подчеркивать от руки, пусть не сильно ровно, можно маркер взять. Опять же – визуальное выделение. Тема – двумя чертами, вопросы темы – одной чертой.

Если совсем никак прямую без линейки нарисовать – рисуем волну (две волны). Волну сложно нарисовать «как то не так».

  1. Три цветные ручки. Больше – не надо. Одна  — базовая (синяя, черная). Одна – красная (выделять важное, ценное). Одна – зеленая/черная- выделять все остальное. Больше – будет раскраска и рябь в глазах.
  2. Придумывать условные обозначения. Нас этому опять же, учили учителя, а потом я училась просто у людей по жизни:

— даты – берем  в прямоугольники

— очень важные мысли – сначала ставим «NB!» красной ручкой

— сокращения, аббревиатуры – наше ВСЕ (если в институте не сокращать «федеральный орган исполнительной власти», можно было отчисляться сразу)

— значки из стенографии, заменяющие слова  (я заменяю «который», например, что сильно ускоряет написание текста).

  1. Все, что можно уложить в таблицы и таблицы-шахматки (по горизонтали и вертикали разные критерии описания чего-либо), надо в них укладывать.

ПРИМЕР: изучаем в институте Гештальта сопротивления: информации куча из разных лекций разных лекторов и трех учебников. Я понимаю, что у меня есть некая каша в голове, а мне нужен скелет и структура. Читая учебники, понимаю, что каждое сопротивление описывается через: «суть, что означает», «какие маркеры есть у человека, как проявляется», «что дает человеку, какие выгоды», «чем может мешать», «как работать в терапии» — все. У меня есть таблица, в которой 5 столбцов и описание всех сопротивлений  — психзащит по ОДИНАКОВЫМ параметрам. В таблице оказывается только ВЫЖИМКА, никакой воды, лишних слов и пр. ИТОГ: текста меньше в разы, усваивается лучше также в разы.

ИТОГ: таблица позволяет взять самую суть, сравнивать явления, систематизировать большие объемы информации.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ:

У каждой изучаемой дисциплины есть планы изучения тех или иных явлений. Это собственно то, что должны объяснить учителя в среднем звене. Если есть в голове план, по которому описываются явления, события, то появляется «путеводитель»  для самостоятельного освоения материала. Я очень давно далека от физики, химии, математики. Мне ближе история, чтобы показать пример:

Предположим, на апрель 2020 года задали  самостоятельное изучение какого-либо исторического периода (не важно, Иван Грозный или Петр I). Есть два учебника и куча интернет ресурсов. План изучения:

  1. Внутренняя политика:

— какая политическая система в стране (политические партии, движения, их программа, в чем выражалась борьба за власть, какие есть государственные органы, их функции, их руководители, как они формируются)

— какие реформы проводились, кто их автор, какие есть точки зрения на их результаты

  1. Внешняя политика:

— если не было войн: есть ли союзники (какие с ними общие интересы)/противники (какие ресурсы делят), с кем выстроены и какие экономические связи, торговля, с кем есть военные союзы, какие и с кем есть противоречия (территориальные, экономические, религиозные и пр.)

— если период войны: предпосылки войны (глобальные противоречия, назревшие в обществе в разных сферах), причины войны (политические, экономические, социальные, культурные, религиозные), повод для войны (событие – спусковой крючок), этапы войны (цели, задачи разных сторон на каждом этапе, основные даты, военные действия на фронтах, персоналии, итоги каждого этапа для каждой из сторон), последствия войны (политические, экономические, социальные и пр).

  1. Состояние экономики (рассматриваем разные отрасли – промышленность, сельское хозяйство, какие процессы происходят, какие реформы проводятся, какие у них цели, результаты, сравниваем показатели в промышленности и сельском хозяйстве в разные периоды)
  2. Состояние социальной сферы (какова социальная структура общества – какие есть социальные слои, какие у них права, обязанности, возможности, как взаимодействуют между собой, есть ли противоречия, социальная напряженность, как она выражается, как реагирует государство)
  3. Культура (рассматриваем общее направление – классицизм, романтизм, реализм и пр. и в контексте направлений – живопись/архитектура, скульптура/литература/театр, кинематограф, персоналии, основные работы, творческие объединения, если были).
  4. Право (какие важные законы, кодифицированные акты принимались в данный период, как описывали общество, какое значение имели для общества – например, Русская правда, Судебник 1497, Соборное уложение 1649, Конституция Муравьева и пр.)

Я не открывала конспекты по истории свои 17 лет. Но вот этот план – спасибо Нуждина Елена Владимировна, Лаврик Елена Викторовна  — со мной в голове всегда. Историки у меня были – и есть невероятно крутые.  Потому что и сейчас этот системный  подход помогает смотреть на события в мире шире и глубже.

Еще пара моментов для ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ:

  1. Ко всем своим экзаменам (99% из них были устными и было их, по моим подсчетам, уже около 100) я готовилась УСТНО, то есть, каждый вопрос проговаривался вслух. Так тренируется память (вспоминаешь конспект), связная речь. Ну и если ребенок аудиал к тому же – просто так запоминается лучше.
  2. Почти все гуманитарные дисциплины содержать точки зрения на события, явления, тексты, людей. Идеально, если на экзамене ответ начинается со слов «Существует несколько точек зрения….на реформы Александра 2/ на цивилизационные этапы в обществознании/на историю создания «Войны и Мир» и так далее. Это прямо +5 баллов к ответу сразу. Проверено многократно.

И — забросайте меня камнями — конспект ВАЖНО писать РУКОЙ. Потому что это связь с мозгом.

И, в общем, мне кажется, я могу об этом с какой-то долей экспертности говорить. Не только потому что золотая медаль, красный диплом и кандидатская. Но и потому что я до сих пор ЛЮБЛЮ учиться. Я получаю от этого удовольствие. Чего очень желаю всем. Приобретать себе нужно то, что нельзя у нас отнять. Банальная мысль, но правда же…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *