В лицее мои конспекты приходили смотреть учителя из других параллелей. В институте мне за них предлагали деньги (чтобы копии сделать). Сейчас в институте просто очень благодарят 🙂
Мне всегда казалось, что этот навык – писать конспект – есть у всех. У меня классно конспекты писал папа – я через 20 лет находила в них все, что нужно. Оказалось, что нет.
Сейчас очень много пишут, что детям тяжело самостоятельно учиться. Я могу понять это для младшего и среднего звена и совершенно не могу понять для старшего. Потому что если ты умеешь анализировать информацию и писать конспект – то, в общем-то 80% дела сделано.
Почему старшеклассники этого не умеют делать – потому что этому никто не учит. В среднем звене. Именно в среднем звене должны научить чисто техническим моментам оформления конспекта + научить содержательно анализировать все дисциплины, которые проходят в школе. Это то, что у нас в лицее называлось «культура учебного труда».
И, сдается мне, что если бы не эти знания и навык, не выжить бы мне в юридическом вузе с этой тонной информации, которую как бы мало «просто понять», ее, как у медиков, нужно запомнить.
Хочу поделиться соображениями. Вдруг кому-то поможет.
ТЕХНИЧЕСКИЕ, ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ МОМЕНТЫ:
- Большие поля с правой стороны обеих страниц тетради. 7-8 клеток. Маленькие поля слева и справа по 4 клеточки годятся только для начальной, средней школы для русского и математики. Все остальные предметы должны оформляться с широкими полями. ЗАЧЕМ: а) на поля можно выносить подзаголовки темы, отдельные вопросы, и зрительно сразу будет видна структура конспекта; б) чтобы не засорять содержание темы, на поля выносится дополнительная информация (какие книги почитать на эту тему, какие фильмы посмотреть, интересные факты о персоналиях, афоризмы и цитаты – все это будет СЛЕВА и не будет мешаться основному тексту).
- Блок-схемы. Можно с офицерской линейкой, можно от руки – не важно, важно, что одноплановая информация структурируется сразу же визуально: какие есть причины войны (конспект по истории) –как минимум, внешние (внешняя политика государства) и внутренние (внутренняя политика государства) – сразу два квадрата, делим лист на две колонки и пошли писать причины. Блок-схема (кружки, квадраты, стрелки и пр.) позволяют показать взаимосвязи, многоходовки, этапность процессов, целое, разложенное на части, планы, последовательности и пр.
- Списки. Сейчас это называется модным словом «чек-лист». Любые перечисления ОБЯЗАТЕЛЬНО пишем в столбик, списком, с визуальным обозначением каждого элемента списка, как в Word (цифра, жирная точка, черточка, маленькая волна, ромбик). Намного проще запоминать перечни, если они оформлены в столбик, а не сплошным текстом (абзацем они не запоминаются вообще). Еще плюс списка: сразу видно, как можно обобщить пункты списка – по какими общим признакам – а значит, в списке станет МЕНЬШЕ пунктов изначально и запомнить проще.
- Любая новая мысль начинается не просто с «красной строки», а с жирной точки (спасибо учителю математики в 135 школе, фишка на всю жизнь моя). Жирную точку ставим — и дальше новую мысль, хоть несколько абзацев (новые абзацы уже могут быть с красной строки, но это все пойдут пояснения той мысли, которая была под жирной точкой). Опять же, визуально легче запомнить. Закрыл глаза на экзамене, представил страницу – вспомнил, что там было 3 жирных точки. То есть, надо вспомнить, три мысли важные.
- Подчеркивания. Линейка с собой есть не всегда, иногда лекцию читают так быстро, или обсуждение вопроса такое насыщенное, что не успеваешь ее брать в руки – надо тренироваться писать БЕЗ линейки, все равно подчеркивать от руки, пусть не сильно ровно, можно маркер взять. Опять же – визуальное выделение. Тема – двумя чертами, вопросы темы – одной чертой.
Если совсем никак прямую без линейки нарисовать – рисуем волну (две волны). Волну сложно нарисовать «как то не так».
- Три цветные ручки. Больше – не надо. Одна — базовая (синяя, черная). Одна – красная (выделять важное, ценное). Одна – зеленая/черная- выделять все остальное. Больше – будет раскраска и рябь в глазах.
- Придумывать условные обозначения. Нас этому опять же, учили учителя, а потом я училась просто у людей по жизни:
— даты – берем в прямоугольники
— очень важные мысли – сначала ставим «NB!» красной ручкой
— сокращения, аббревиатуры – наше ВСЕ (если в институте не сокращать «федеральный орган исполнительной власти», можно было отчисляться сразу)
— значки из стенографии, заменяющие слова (я заменяю «который», например, что сильно ускоряет написание текста).
- Все, что можно уложить в таблицы и таблицы-шахматки (по горизонтали и вертикали разные критерии описания чего-либо), надо в них укладывать.
ПРИМЕР: изучаем в институте Гештальта сопротивления: информации куча из разных лекций разных лекторов и трех учебников. Я понимаю, что у меня есть некая каша в голове, а мне нужен скелет и структура. Читая учебники, понимаю, что каждое сопротивление описывается через: «суть, что означает», «какие маркеры есть у человека, как проявляется», «что дает человеку, какие выгоды», «чем может мешать», «как работать в терапии» — все. У меня есть таблица, в которой 5 столбцов и описание всех сопротивлений — психзащит по ОДИНАКОВЫМ параметрам. В таблице оказывается только ВЫЖИМКА, никакой воды, лишних слов и пр. ИТОГ: текста меньше в разы, усваивается лучше также в разы.
ИТОГ: таблица позволяет взять самую суть, сравнивать явления, систематизировать большие объемы информации.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ:
У каждой изучаемой дисциплины есть планы изучения тех или иных явлений. Это собственно то, что должны объяснить учителя в среднем звене. Если есть в голове план, по которому описываются явления, события, то появляется «путеводитель» для самостоятельного освоения материала. Я очень давно далека от физики, химии, математики. Мне ближе история, чтобы показать пример:
Предположим, на апрель 2020 года задали самостоятельное изучение какого-либо исторического периода (не важно, Иван Грозный или Петр I). Есть два учебника и куча интернет ресурсов. План изучения:
- Внутренняя политика:
— какая политическая система в стране (политические партии, движения, их программа, в чем выражалась борьба за власть, какие есть государственные органы, их функции, их руководители, как они формируются)
— какие реформы проводились, кто их автор, какие есть точки зрения на их результаты
- Внешняя политика:
— если не было войн: есть ли союзники (какие с ними общие интересы)/противники (какие ресурсы делят), с кем выстроены и какие экономические связи, торговля, с кем есть военные союзы, какие и с кем есть противоречия (территориальные, экономические, религиозные и пр.)
— если период войны: предпосылки войны (глобальные противоречия, назревшие в обществе в разных сферах), причины войны (политические, экономические, социальные, культурные, религиозные), повод для войны (событие – спусковой крючок), этапы войны (цели, задачи разных сторон на каждом этапе, основные даты, военные действия на фронтах, персоналии, итоги каждого этапа для каждой из сторон), последствия войны (политические, экономические, социальные и пр).
- Состояние экономики (рассматриваем разные отрасли – промышленность, сельское хозяйство, какие процессы происходят, какие реформы проводятся, какие у них цели, результаты, сравниваем показатели в промышленности и сельском хозяйстве в разные периоды)
- Состояние социальной сферы (какова социальная структура общества – какие есть социальные слои, какие у них права, обязанности, возможности, как взаимодействуют между собой, есть ли противоречия, социальная напряженность, как она выражается, как реагирует государство)
- Культура (рассматриваем общее направление – классицизм, романтизм, реализм и пр. и в контексте направлений – живопись/архитектура, скульптура/литература/театр, кинематограф, персоналии, основные работы, творческие объединения, если были).
- Право (какие важные законы, кодифицированные акты принимались в данный период, как описывали общество, какое значение имели для общества – например, Русская правда, Судебник 1497, Соборное уложение 1649, Конституция Муравьева и пр.)
Я не открывала конспекты по истории свои 17 лет. Но вот этот план – спасибо Нуждина Елена Владимировна, Лаврик Елена Викторовна — со мной в голове всегда. Историки у меня были – и есть невероятно крутые. Потому что и сейчас этот системный подход помогает смотреть на события в мире шире и глубже.
Еще пара моментов для ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ:
- Ко всем своим экзаменам (99% из них были устными и было их, по моим подсчетам, уже около 100) я готовилась УСТНО, то есть, каждый вопрос проговаривался вслух. Так тренируется память (вспоминаешь конспект), связная речь. Ну и если ребенок аудиал к тому же – просто так запоминается лучше.
- Почти все гуманитарные дисциплины содержать точки зрения на события, явления, тексты, людей. Идеально, если на экзамене ответ начинается со слов «Существует несколько точек зрения….на реформы Александра 2/ на цивилизационные этапы в обществознании/на историю создания «Войны и Мир» и так далее. Это прямо +5 баллов к ответу сразу. Проверено многократно.
И — забросайте меня камнями — конспект ВАЖНО писать РУКОЙ. Потому что это связь с мозгом.
И, в общем, мне кажется, я могу об этом с какой-то долей экспертности говорить. Не только потому что золотая медаль, красный диплом и кандидатская. Но и потому что я до сих пор ЛЮБЛЮ учиться. Я получаю от этого удовольствие. Чего очень желаю всем. Приобретать себе нужно то, что нельзя у нас отнять. Банальная мысль, но правда же…