Продолжая тему, поговорим о собственно квалификации юриста медицинской организации:
Юрист, осуществляющий юридическое сопровождение медицинской клиники должен знать и уметь:
- I.НЕюридические знания, позволяющие разговаривать с руководством клиники и периодически с врачами на одном языке (на примере стоматологии):
— знание предмета (например, если речь идет о стоматологии — общее строение полости рта, основные термины, иметь представление о международной нумерации зубов, их поверхностей);
— знать специализации в стоматологии, понимать, какова цель каждой, в чем суть (терапия, ортопедия, хирургия, пародонтология, гигиена, ортодонтия);
— иметь общие представления о применяемых в клинике технологиях;
— знать требования к заполнению медицинской документации, карты 043У;
— знать психологические типы пациентов, иметь представление об основных видах возникающих конфликтов.
Очень часто в конфликтах с пациентом юрист работает «посредником, который переводит с медицинского на общечеловеческий» — этого часто хватает для урегулирования конфликтов, но для этого у юриста должно быть минимальное представление о предмете регулирования.
- II.Юридические знания:
— гражданское право, гражданский процесс (особенно, в части назначения и проведения экспертиз, формулирования вопросов экспертам);
— потребительское право (знать Закон РФ «О защите прав потребителей» и специфику его применения в медицине, Правила оказания медицинских услуг населению, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»);
— знать специфику трудовых отношений медицинских работников;
— знать систему образования медицинского персонала, квалификационные требования к врачам, медицинским сестрам;
— знать порядки оказания медицинской помощи детям и взрослому населению;
— знать об имеющихся стандартах медицинской помощи;
— знать лицензионные требования к осуществлению медицинской помощи, понимать процесс лицензирования;
— знать основы санитарно-эпидемиологического режима (что это такое, как документально обеспечивается);
— знать основные требования к пожарной безопасности медицинского учреждения;
— знать специфику защиты персональных данных пациентов;
— знать условия, основания наступления ответственности врачей, самого медицинского учреждения;
— на базовом уровне знать основные методики обучения персонала правовым знаниям.
III. Юрист медицинской организации должен уметь:
— разработать документы для защиты клинки в отношениях с пациентами исходя из условий работы конкретной клиники (договор, информированные согласия на все виды манипуляций, положения о гарантиях и т.д.);
— разработать внутренние правила ведения медицинской документации, уметь проверить принципиальные для юридической защиты позиции в картах пациентов;
— провести лицензирование клиники;
— представлять клинику в споре с пациентами в СОЮ;
— представлять клинику при проведении государственного надзора и контроля;
— разработать при содействии гл.врача (директора) систему контроля качества мед.помощи и участвовать в процессе;
— уметь провести переговоры с пациентом, снизить негатив, грамотно ответить на претензию;
— определить базовые юридические знания, необходимые врачебному персоналу для осуществления своих обязанностей, разработать систему обучения для администраторов, ассистентов, врачей (инд.занятия, презентации, тесты).
Проработав в медицинском холдинге более 7 лет, я могу подвести некоторый итог: оптимально, чтобы клинику обслуживали два юриста (они могут быть не на постоянной работе, но у вас должен быть специалист в медицинском праве и специалист в общеправовом обеспечении деятельности коммерческой организации) – объять необъятное невозможно, знать одинаково хорошо все – тем более, в постоянно меняющейся юриспруденции – невозможно, у всех юристов есть своя «специализация». И даже при наличии этих двух юристов иногда потребуется консультация специалиста по интеллектуальной собственности, земельным отношениям, строительству, налоговой оптимизации – т.е., в узких сферах. Понятно, что хороший юрист – это дорого, так же, как любой хороший специалист – будь то врач, слесарь, репетитор, дизайнер, строитель, но скупой платит дважды: поэтому если у вас есть возможность обращаться к профессионалу, делайте это сразу, а не тогда, когда это будет уже бессмысленно.