Часто вопросами кадров в небольших частных организациях занимаются люди, не имеющие специализированного образования – бухгалтера, сами директора, секретари и пр. На сегодняшний момент в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении законопроект «О документировании кадровой деятельности» (название рабочее, используется также «О кадровом делопроизводстве», «О кадровом деле»), в соответствии с которым в организациях, численностью более 35 человек (для розницы и организации бытового обслуживания – 20 человек) должна быть создана кадровая служба либо принят на работу кадровик, имеющий специализированное образование.
Закон определит перечень реквизитов на документах кадровой службы, утвердит необходимые формы, состав и перечень необходимых документов кадровой службы, порядок создания архивов, прием и передача документации в случае реорганизации предприятия, состав локальных нормативных актов.
Наиболее ценное достижение данного законопроекта – определение исчерпывающего перечня кадровых документов, которые должны присутствовать на каждом предприятии. На сегодняшний день перечня такого нет – это, с одной стороны, позволяет Государственной инспекции труда легко штрафовать предприятия, часто не аргументируя, почему должен присутствовать, например, тот или иной регистрационный журнал, а, с другой стороны, приводит к тому, что в силу незнания множество предприятий не делают даже самых принципиальных и практически важных вещей (имеющих в дальнейшем значение для назначения пенсий, карьеры работников, разрешения конфликтов и судебных споров с работниками).
Ниже приведена таблица из законопроекта, определяющая перечень и состав документов кадровой службы – можно начинать приводить все в порядок:
Наименование |
Основание создания |
Наличие унифицированной формы |
Локальные нормативные акты работодателя |
||
Штатное расписание
|
Ст. 57 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-3 |
Правила внутреннего трудового распорядка |
Ст. 189 ТК РФ |
УСОРД |
Положение о персональных данных работников |
Ст. 86 ТК РФ |
|
Положение об оплате труда работников |
Ст. 135 ТК РФ |
|
Положение о премировании и материальном стимулировании работников |
Ст. 135 ТК РФ |
|
График отпусков |
Ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-7
|
Положение об охране труда |
Раздел X ТК РФ |
|
Инструкции по охране труда по профессиям |
Раздел X ТК РФ |
|
Должностные инструкции |
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих |
УСОРД |
Положения о структурных подразделениях |
УСОРД |
|
График сменности |
Ст. 103 ТК РФ |
|
Перечень должностей с ненормированным рабочим днем |
Ст. 101 ТК РФ |
|
Положение о нормах труда |
Глава 22 ТК РФ |
|
Положение об аттестации |
Ст.ст. 81 и 82 ТК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда от 17.03.2004 № 2 |
|
Положение о коммерческой тайне |
Федеральный закон |
|
Договоры |
||
Коллективный договор |
Глава 7 ТК РФ |
|
Трудовой договор |
Ст. 16, 56, 67 ТК РФ |
|
Договоры о полной материальной ответственности |
Ст. 244, 245 ТК РФ |
Приложения № 2 и № 4 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2003 № 85 |
Распорядительные документы |
||
Приказы (распоряжения) по личному составу |
Ст.ст. 68, 84.1, 193 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Формы №№ Т 1, Т 1а, Т 5, Т 5а, Т 6, Т 6а, Т 8, Т 8а, Т 9, Т 9а, Т 11, Т 11а |
Первичные учетные документы |
||
Личная карточка работника |
Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-2
|
Личная карточка государственного (муниципального) служащего
|
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-2ГС (МС) |
Учетная карточка научного, научно-педагогического работника |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-4 |
Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-12 |
Табель учета рабочего времени |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-13 |
Командировочное удостоверение |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-10 |
Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-10а |
Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-60 |
Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-61 |
Расчетно-платежная ведомость |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-49 |
Расчетная ведомость |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-51 |
Платежная ведомость |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-53 |
Лицевой счет |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-54 |
Лицевой счет (свт) |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-54а |
Расчетный листок по зарплате
|
Ст. 136 ТК РФ |
|
Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-73 |
Личные документы работника |
||
Трудовая книжка |
Ст. 66 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 |
Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», |
Аттестат, диплом, удостоверение, свидетельство |
||
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования |
||
Военный билет |
||
Информационно-справочные документы |
||
Заявления работника |
Ст.ст. 62, 65, 71, 72.1, 80, 127, 128, 255, 256 ТК РФ |
|
Докладные записки |
||
Объяснительные записки |
Ст. 193 ТК РФ |
|
Письмо-запрос о переводе работника к другому работодателю |
Ст. 72.1 ТК РФ |
|
Протоколы заседаний аттестационной комиссии |
УСОРД |
|
Аттестационный лист |
||
Протоколы заседаний экспертной комиссии
|
УСОРД |
|
Акты о дисциплинарных проступках |
||
Справки с места работы |
||
Списки несовершеннолетних работников; инвалидов; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; работников с вредными условиями труда
|
||
Учетные формы |
||
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них |
Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 |
Приложение № 2 к Постановлению Минтруда России от 10.10.2003 № 69 |
Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых и вкладышей в них
|
Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 |
Приложение № 1 к Постановлению Минтруда России от 10.10.2003 № 69 |
Книги учета трудовых договоров, личных карточек, личных дел
|
||
Журналы инструктажа по технике безопасности
|
Раздел Х ТК РФ |
|
Журналы проведения аттестации по технике безопасности
|
Раздел Х ТК РФ |
|
Журналы регистрации несчастных случаев
|
Раздел Х ТК РФ |
|
Журнал регистрации платежных ведомостей |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
Форма № Т-53а |
Перечень объемный. Сложно представить, что у индивидуального предпринимателя, который по законопроекту может самостоятельно вести кадровый учет и делопроизводство, будет весь этот перечень документов. А главный вопрос – зачем, какой смысл? Если у него работают 2-5 работников.
Наш трудовой кодекс в части объема документации, необходимой для оформления кадровых отношений, воспринял традицию КЗоТа РСФСР – традицию социалистической экономики, когда большая часть рабочих мест в стране приходилась на крупные и очень крупные предприятия – гиганты, имеющие в своем составе крупные кадровые отделы численностью до 20 человек, а также канцелярии, делопроизводителей и еще «массу обслуживающего» персонала, не создающего «продукт».
На начало 2009 года по данным Федеральной службы государственной статистики (Справочник «Россия в цифрах. 2009») соотношение предприятий и организаций частного и государственного (муниципального) сектора равнялось 10:1, то есть, на 1.01.2009 года в стране было зарегистрировано 392, 6 тыс. организаций и предприятий государственного (муниципального) сектора и 3975, 5 тыс. – частного сектора. Стержень частного сектора — средний и малый бизнес (так называемые, малые, микро предприятия). И здесь возникает резонный вопрос: почему даже такое численное превосходство небольших форм бизнеса не наводит законодателей на мысль о дифференциации порядка кадрового обеспечения в зависимости от численности работающих на предприятии.
Хотя, конечно, исчерпывающий перечень необходимых кадровых документов на предприятии – это уже достижение, которое четко определит предмет проверок Государственной инспекции труда, не дав ей возможности запрашивать и штрафовать «за лишнее».