Критерии качества медицинской помощи (услуг): КАК определяется качество?

В науке, в том числе, за рубежом[1], не существует единого подхода к пониманию того, что есть качество медицинской услуги.

Распространенным является определение качества

как совокупности характеристик медицинской услуги, определяющих ее способность определять установленные или предполагаемые потребности потребителя, [3] по видимому, взятое авторами из нормативного документа  системы стандартизации — ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94[4].

Качество медицинской услуги определяется по правилам ст. 721 ГК РФ, ст.4 Закона о защите прав потребителей и должно:

  1. Соответствовать условиям договора, либо
  2.  Соответствовать обычно предъявляемым требованиям, либо
  3. Быть пригодными для целей, для которых услуга обычно оказывается, либо
  4. Либо соответствовать обязательным требованиям, если они предусмотрены законом или иными правовыми актами.

Теперь подробнее:

1.  Следует признать, что такой способ, как определение критериев качества  в договоре между сторонами  – путь тупиковый, поскольку вряд ли возможно обеспечить в масштабах огромной страны качество медицинской помощи, если каждый исполнитель – не имеет значения, частная или государственная это медицинская организация —  будет разрабатывать на различные виды медицинских услуг разные критерии качества. Попытки такие предпринимались юристами-практиками: например А.В. Пановым было предложено в договоре на оказание стоматологических услуг  определить критериями качества  в совокупности: устранение болевого синдрома, восстановление формы зуба, жевательной функции, сохранение перечисленных свойств у пациента в течение установленного периода времени (гарантийного срока, срока службы),[5] однако не получили поддержки юридического сообщества и распространения на практике.

2.  Далее, качество медицинской  услуги может определяться достижением или недостижением цели, ради которой  медицинская услуга оказывалась. Так, в решении Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга  судьей было указано:

«поскольку (…) показаний для выполнения операций не имелось, качество оказанной услуги не соответствует целям, для которой такая услуга обычно приобретается – данная операция применяется для лечения (…), чего у истца, согласно заключению экспертизы, не имелось».[6]

Суд в приведенном решении связывает цель медицинской услуги со специальным термином «медицинские показания»[7],  имея в виду, что качество медицинской услуги определяется тем, предназначена ли была конкретная медицинская услуга  для решения конкретных проблем со здоровьем, пригодна ли она была для целей решения проблемы со здоровьем конкретного пациента. Важно, что закон связывает качество именно с фактом  соответствия оказанной медицинской услуги имеющимся медицинским показаниям, а не с фактом достижения поставленных целей, что соответствует особенностям услуги как предмета договора.

3.  В отношении медицинских услуг имеются также обязательные требования, критерии, которым она должна соответствовать, в частности, такие критерии качества закреплены:

в  ст. 2  Закона об охране здоровья: качество медицинской помощи – это

«совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата».

— в развитие ст. 2  федерального закона Минздравом РФ 07.07.2015 года был издан Приказ № 422н Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи. Логика данного приказа должна была быть в детализации тех критериев,  которые определил Закон об охране здоровья: своевременность, правильность лечения (соблюдение стандарта), достижение прогнозируемого результата. Однако, фактически приказ представляет собой сумбурное изложение множества положений, которые к критериям, установленным законом, имеют очень отдаленное отношение. С  точки зрения Приказа,  качество медицинской помощи  определяется:

  1. Соблюдением общего алгоритма амбулаторного и стационарного лечения и
  2. Оформлением соответствующих записей в медицинской карте пациента.

[1] Дуглас Дж. Ланска, Артур Дж. Харц Оценка качества медицинского обслуживания// Международный медицинский журнал. 1999, № 1-2.

[2] Меткалова О.Г. К вопросу о заключении договора на оказание платных медицинских услуг// Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. М.: Изд-во МГЮА, 2007, № 1(4). С. 181.

[3] Балло А.М., Балло А.А. Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред. Спб.: БИС, 2001. С.54-55,  Данилов Е.О. Правовые основы стоматологической практики. Спб.: МЕДИ, 2006. С.63.

[4] ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 N 34), в наст. время утратил силу.

[5] Панов А.В. Правовые критерии определения качества стоматологической услуги. URL: http://solodent.net/ugolok-potrebitelya/99-pravo.html

[6] Например, Решение Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга  по делу № 2-877/12 от 12.11.2012 года.

[7] Медицинские показания — особенности характера, локализации, течения патологического процесса и вызванных им расстройств, служащие основанием для проведения определенного лечебного или диагностического мероприятия (Медицинская энциклопедия. URL: http://enc-dic.com/enc_medicine/Pokazanija-15393.html ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *