Модели отношений «врач»-«пациент»

Удивительным образом в голове прошла параллель между технологиями управления и системой отношений между врачом и пациентом.

Патерналистская модель, к которой мы все привыкли, что подразумевает? Правильно: подчиненность. Что имеет право делать начальник и не имеет подчиненный?
1. Определять «повестку дня» (о чем говорим, с кем и сколько — читай: определять что мы будем делать с пациентом, в каком объеме, в какие сроки и за какие деньги).
2. Имеет право и должен требовать исполнения поручений (читай: выполнения рекомендаций и назначений).
3. Имеет право не отвечать на вопросы подчиненных (читай: имеет право не отвечать на вопросы пациента, пропускать их мимо ушей).
4. Имеет право сказать «нет» без объяснений.
Очень похоже не то, как часто общаются в муниципальных учреждениях здравоохранения.

А дальше интереснее. 30-50 лет назад мир медленно пошел к договорной модели отношений между врачом и пациентом, основа которой — сотрудничество. И с точки зрения права — это действительно так. Но мы забываем о том, что называют «асимметрия информационных полей» врача и пациента — в части способности принимать решения, адекватные ситуации стороны (врач и пациент) НЕ РАВНЫ и равны быть не могут. И тогда декларирование договорной модели — лишь слова (Равенство неравных есть неравенство. Гегель). На практике мы имеем нечто среднее: «повестка дня» должна согласовываться с пациентом, если он вменяем и дееспособен, и на заданные пациентом вопросы врач обязан отвечать, уважая автономию воли пациента. Вместе с тем, если предыдущее согласовано, врач имеет право:
1. Требовать выполнения рекомендаций.
2. В некоторых случаях сказать «нет» с минимальным объяснением причин.
Потому что ЛЬВИНАЯ доля ответственности ляжет, как ни крути, на него и потому что он ЗНАЕТ и главное — ПОНИМАЕТ больше.
Дальше проблемы другие. Первое: а) как потребовать так, чтобы пациент делал и пришел еще раз потом; б) как сказать «нет», чтобы «остаться положительным героем». Второе: как в реалиях защитить таки врача. Ответ: 1. Учиться переговорам. 2. Защищаться юридически: тонко и аккуратно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *