Этот вопрос возникает почти на каждом семинаре и почти с каждым клиентом. Очень часто клиники, оказывая только услуги нематериального свойства (консультационные, манипуляции), подписывают с пациентом после каждого приема акт в ДВУХ экз!
Итог: куча бумаги, главный вопрос: зачем?
1. Вообще, на тему «возможно ли принять услугу» много статей и есть и разные точки зрения. Смысл в том, что традиционно принять можно то, что можно потрогать, увидеть, оценить качество (заказали стул, пришли, осмотрели, посидели на нем, цвет устроил, приняли по акту выполненных работ). Поскольку большинство услуг нематериальны, в классическом понимании их нельзя принять. Какой результат услуг? Это некоторый полезный (может быть) эффект. Как можно принять эффект???
2. Как по закону: ни ГК РФ, ни Закон РФ «О защите прав потребителей», ни Правила оказания платных медицинских услуг НЕ содержат правила о том, что нужно подписать с пациентом АКТ (мы писали по этому поводу запрос в Роспотребнадзор — есть положительный ответ).
3. Гораздо эффективнее с позиции защиты клиники и, в том числе, доказательства ФАКТА получения пациентом услуги (например, если он вдруг отказывается оплатить ее) получить подпись пациента в хорошо оформленной медицинской карте.
4. Да, и не имеет НИКАКОЙ юридической силы фраза в Актах «претензий к оказанным услугам не имею» — вы можете ее писать, но должны понимать, что ее юридическая сила нулевая. Подпись пациента под такой формулировкой не защищает клинику, не проходит как аргумент в суде.