Сайт медицинской организации: требования к содержанию

Любые отношения, стороной которых является потребитель, характеризуются неравными переговорными возможностями сторон. А именно: в любых переговорах, в том числе, и по поводу получения товара, работы, услуги сильнее та сторона, у которой информационное преимущество. То есть, объективно сильнее всегда тот, кто товар, услугу, работу продает – просто потому, что он больше о ней знает.

В связи с этой особенностью правоотношений Закон РФ № 2300/1-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) содержит повышенные требования к форме и содержанию процесса информирования потребителя.

Отношения по оказанию медицинских услуг среди прочих потребительских отношений имеют еще несколько отличий: пациент всегда, даже если он приходит за плановой помощью, находится в некоторой  состоянии стресса по отношению к врачу: очень часто он видит врача впервые, как правило, ничего не знает или знает мало про собственный организм, боится боли и сопутствующих возможных осложнений, боится, что в конфликте интересов «лечить-заработать» врач поставит на первое место заработок, не имеет достаточных знаний для того, чтобы задавать вопросы, спорить, оценивать качество оказанной помощи. Все перечисленное делает фактор информированности потребителя медицинской услуги еще более значимым.

Именно с целью расширения возможностей потребителя получить информацию об услугах до заключения договора на оказание медицинских услуг (или до обращения в медицинскую организацию по программе государственных гарантий) сначала в ФЗ № 326 от 29 ноября 2010 г.  «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а затем и в ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» было введено требование, согласно которому любая медицинская организация, независимо от формы собственности, должна иметь официальный сайт в сети «Интернет».

Официальный – означает, что помимо рекламной, маркетинговой функции (к чему мы уже привыкли) сайт медицинской организации рассматривается законодателем как достоверный источник обязательной информации для потребителя.  И здесь для главных врачей, директоров встает практический вопрос: какая информация должна быть размещена на сайте, чтобы и пациент мог реализовать свое право на получение информации, и со стороны контролирующих органов к медицинской организации не было претензий.

Пункт 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. ПП РФ № 1006 от 4.10.2012 года, далее — Правила) определил, что сайт медицинской организации должен в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  1. Наименование (фирменное наименование) юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя).
  2. Адрес места нахождения юридического лица (адрес места жительства индивидуального предпринимателя).
  3. Данные документа о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
  4. Данные лицензии на осуществление медицинской деятельности.
  5. Перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты.
  6. Порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой.
  7. Сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации.
  8. Режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.
  9. Адреса и телефоны контролирующих органов (региональный орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья, территориальный орган Росздравнадзора и территориальный орган Роспотребнадзора).

В 2014 году в Закон об охране здоровья была введена статья 79.1., определившая принципы и порядок, так называемой, независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями. В развитии этой статьи Минздравом РФ  был принят Приказ № 956н от 30.12.2014 года, определивший содержание сайта медицинской организации в целях проведения независимой оценки качества медицинских услуг. В частности, согласно указанного Приказа № 956н, сайт, помимо  определенной в Правилах информации, должен содержать:

  1. Информацию о структуре и органах управления медицинской организацией.
  2. Правила внутреннего распорядка для потребителей услуг.
  3. График приема граждан руководителем организации.
  4. Информацию о страховых организациях, с которой заключены договора на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
  5. Территориальную программу государственных гарантий на текущий год, включая показатели доступности помощи.
  6. Информацию о сроках, порядке и результатах диспансеризации населения.
  7. Правила записи на первичный прием.
  8. Правила подготовки к диагностическим исследованиям.
  9. Правила и сроки госпитализации.
  10. Информацию о вакантных должностях.
  11. Информацию об отзывах потребителей услуг.

Кроме перечисленного сайт должен  также содержать информацию о различных перечнях лекарственных препаратов, применяемых в организации (пп.9-11 Приложения № 1 указанного Приказа).

Обратите внимание, что согласно п.9. ст. 79.1 Закона об охране здоровья независимая оценка проводится только в отношении медицинских организаций, которые участвуют в реализации программы государственных гарантий  бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Этот же вывод следует из самого перечня необходимой на сайте информации: бессмысленно оценивать информацию на сайте частной клиники о результатах диспансеризации, о вакантных должностях, о показателях доступности медицинской помощи, если медицинская организация не является участником системы ОМС. Таким образом, если Правила определяют общий перечень необходимой информации для любой медицинской организации, то Приказ № 956 распространяется только на медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий.

Вместе с тем, на практике надзорные органы все же пытаются обязать  частные клиники размещать на своих сайтах информацию, предусмотренную Приказом № 956. Так, например, прокурор г. Нижневартовска  обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ООО «Медицинский центр узких специалистов «Эскулап» о возложении обязанности по созданию сайта и размещения на нем необходимой информации. При этом, прокурор ссылался, в том числе, и на Приказ № 956, а суд в указанном деле, к сожалению, не подверг критической оценке данный довод надзорного органа, удовлетворив требования прокурора в полном объеме. Обратившись к сайту ООО «Медицинский центр узких специалистов «Эскулап» (http://www.esculapnv.ru/), можно, тем не менее, увидеть, что медицинская организация оказывает медицинские услуги только на платной основе на основании договоров с потребителями и не является участником программы государственных гарантий.

В тексте упоминаются:

Решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа  от 13.05.2015 года по делу № 2-4330/2015.

Решение Арбитражного суда  Тюменской области от 16.11.2015 года по делу № А70-12988/2015; решение Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2013 года по делу № А55-15446/2013.

Приложение № 8  Приказа ФФОМС от 01.12.2010 года № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения  контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *