Подробное информированное добровольное согласие: споры не утихают

Уже в течение, как минимум, десяти лет я и мои коллеги – юристы, занимающиеся медицинским правом, пытаются донести до частного медицинского бизнеса важность и значимость подробного информированного добровольного согласия на медицинские манипуляции. Какие доводы мы приводим:

  1. Отношения между врачом и пациентом медленно, но верно переходят в иную систему – партнерскую, в которой у каждой стороны есть свои права, обязанности и ответственность. Но для того, чтобы пациент взял на себя обязательство по принятию решения относительно своего здоровья[1] и проводимых с ним манипуляций и нес ответственность за несоблюдение рекомендаций врача, он ДОЛЖЕН ЗНАТЬ,  должен обладать информацией, «необходимой и достаточной для того, чтобы сделать такой выбор».[2]
  2. Одно из базовых прав пациента – это право на информацию, зафиксированное ВО ВСЕХ нормативных актах, касающихся оказания медицинских услуг.
  3. Одно из требований легитимности согласия на медицинскую манипуляцию является его ИНФОРМИРОВАННОСТЬ, то есть, если согласие не содержит важной для пациента информации относительно манипуляции, ОНО НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА, оно юридически ничтожно и не может защитить ни пациента от сокрытия врачом важной информации о рисках, осложнениях, длительности лечения, ощущениях во время лечения, ни врача (клинику) от обоснованных и необоснованных претензий и исков пациентов.

Еще раз: не может быть в информированном согласии фраз по типу:

«Врач разъяснил мне сущность услуги, альтернативные варианты, возможные осложнения, мне все понятно, врач ответил на все вопросы»

[3]

 «Я даю согласие на любые манипуляции при прохождении лечения в ООО «Ромашка», согласен их оплачивать и понимаю, что они могут привести к потере трудоспособности, потому что медицина – не точная наука, подтверждаю, что не буду иметь к клинике никаких претензий»

 

  1. Доктрина информированного добровольного согласия придумана не нами, вырабатывалась не одно десятилетие в странах, где права человека – действительно высшая ценность. ВСЕ известные мне специалисты в этой области[4] в России поддерживают позицию, согласно которой ценность информированного согласия – в соблюдении права пациента на то, чтобы, будучи в сознании, САМОМУ принимать решение, в этом проявление свободы воли человека. [5]
  2. У любой медицинской услуги есть дефекты и осложнения – это разные вещи. Если врач допускает дефект (не выполняет в полном объеме стандарт медицинской услуги, несвоевременно оказывает медицинскую помощь, выбирает непоказанное лечение, не полностью проводит диагностику и пр.), то ответственность клиника понесет в любом случае. Если же наступило осложнение – то есть, то, что можно изначально предвидеть, спрогнозировать и предупредить пациента, то ответственность грозит только в том случае, если мы не уведомили о возможности такого осложнения пациента. К слову, ответственность в денежном выражении очень существенная.

Несмотря на все это огромное количество руководителей частных (!) клиник до сих пор уверены, что можно обойтись согласием на 0,5 странички с общими фразами. К большому сожалению, сейчас они могут сослаться на  уже утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития формы некоторых добровольных согласий (не называю их «информированными», потому что они таковыми не являются). Пример: согласие на трансплантацию органов (!) объемом на 0,5 листа формата А4.  Как верно заметил мой хороший знакомый, бывший анестезиолог-реаниматолог, а сейчас юрист по защите прав пациентов Вадим Каратаев – после трансплантации можно и не прийти в себя. Другой пример – согласие на обследование пациента, которое вы должны подписать при поступлении в любую медицинскую организацию: содержит массу терминов, обывателю ни о чем не говорящих.

С моей точки зрения те согласия, которые принимает Минздрав, противоречат  ст. 20 ФЗ № 323  «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Но оно и не может принимать другие формы. Буквально на днях было сообщение, что в Екатеринбурге не хватает 300 врачей – это, я думаю, только официальная цифра. В перинатальном центре врач ультразвуковой диагностики принимает за день  80 пациенток! Будущих мам!  В таких условиях врач даже выполнить свои прямые обязанности надлежащим образом не может, не говоря уже о соблюдении прав пациента на информирование. Такую систему создало государство и оно, само собой, не может написать другие согласия. Но мы же понимаем, должны понимать, что такой подход рано или поздно может коснуться каждого из нас. А каждому из нас всегда хочется, чтобы к нам подходили не формально – с бумажкой, которая ничего не значит, а по-человечески – объясняя, рассказывая, предупреждая.

На что ссылаются руководители клиник, убежденные, что одной фразы о согласии пациента достаточно:

— на то, что у маленьких клиник нет возможности нанять юристов для разработки документов;

— на то, что нет времени подписывать согласия, что прием пациента, в этом случае, должен длиться не менее часа;

— на то, что врачи оказывают сопротивление (а это естественно, потому что 80% российских врачей вообще не считают необходимым общаться с пациентом, не умеют этого делать и не хотят учиться)[6]

На все эти доводы мне хочется сказать следующее: 

  1. Каждый должен заниматься своим делом, врач  — лечить, директор – управлять, юрист – защищать.  Мы каждый день расставляем приоритеты, в том числе, в том, куда потратить деньги компании. В известной всем группе  медицинских адвокатов «Онегин» (Санкт-Петербург) пакет документов для косметологии (договор, информированные согласия) стоит около 30 тысяч рублей. Я никогда не поверю, что косметологическая клиника не найдет 30 тысяч рублей на собственную безопасность. Не хочет. Не считает нужным – это другой вопрос. То же самое – со стоматологиями, гинекологическими клиниками, общей терапией. Это ваш персональный выбор, собственники медицинского бизнеса – не иметь хороших документов. И не более того.
  2. Мне хочется верить, что в частную медицину уходят неслучайные люди. Люди, которые хотят создать нечто лучшее, чем они видели. На сегодняшний день идеалом в мире является «неспешная медицина». Подробнее – в книге  Леонарда Берри и Кента Селтмана «Легендарная клиника Мейо».
  3. Сопротивление персонала – это нормальная реакция на нововведение – и одновременно повод для руководства показать свое умение и способности донести значимость нововведения, его необходимость, вдохновить, внедрить в практику и контролировать реализацию.

 

Проще говоря, кто хочет — тот ищет возможности, кто не хочет — причину.

[1] Предвидя возражения, сразу оговорюсь: мы говорим о ситуации нормального планового приема пациента, а не о случае экстренной медицинской помощи, когда есть угроза жизни пациента. Все-таки большинство частных клиник занимаются плановой медициной, которая позволяет выделить время и ресурсы для информирования пациентов, в отличии от государственной и муниципальной.

[2] Опять же, предвидя возражения относительно того, что пациент не имеет медицинского образования и не в состоянии принять решение, скажу следующее: все, что объясняется сложно, может быть объяснено просто, исходя из критериев, имеющих значимость для пациента: сроки выздоровления, стоимость лечения, гарантии и прогнозируемые результаты, болевые ощущения и риски – вот исходя из этих позиций, которые волнуют КАЖДОГО пациента, и нужно предоставлять информацию.

[3] Уважаемые руководители клиник, вы же понимаете, что в 99% случаях врач НИЧЕГО не рассказывает пациенту, а значит, рассматривает пациента как «носителя больного», а не как личность.

[4] Список этих специалистов можно найти в моей книге, они авторы лучших книг на тему защиты прав пациентов, либо на сайте в разделе «Рекомендую».

[5] Вы можете мне, опять же, возразить: большинство пациентов не хотят ни думать, ни проявлять волю, ни принимать решения. Во-первых, не соглашусь, что большинство: чем более образованные люди, чем больше денег они платят за лечение – тем более они хотят знать. Во-вторых, прикинувшийся «чайником» пациент в случае конфликта, причинения вреда, возникновения осложнений, очень часто превращается в крайне взыскательного  и требовательного клиента, готового идти в суд и отстаивать свои права.

[6] Довод о том, что нет условий, не принимается: идите работать в приличную частную клинику, чтобы было время и возможность общаться с пациентом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *